Детские
капризы… Без преувеличения можно сказать, что с этой проблемой сталкиваются все
родители. Так что же это такое… Оказывают ли влияние капризы на развитие
ребенка…
Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде
всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного,
недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают
беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног,
разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка
нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в
доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский,
или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети, особенно
раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не
только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что
мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает.
Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы
продолжаются довольно долгий период - месяц-два. Некоторые родители ошибочно
считают, что капризы — непременный спутник детства, и поэтому не предпринимают
своевременно меры для их предупреждения.
У
дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он
добивается от взрослых различныхуступок, у ребенка первого года жизни, еще нет капризов, как таковых, но
предпосылки для их возникновения уже существуют.
Истоки
капризов надо искать в раннем возрасте, когда отклонения в поведении ребенка
объяснимы, когда еще нет собственно капризов, а есть естественная реакций на
воздействия окружающих.
Капризы
обычно сопровождаются плачем, и поэтом плач ребенка родители нередко
рассматривают как каприз. Но не всегда плач малыша — признак каприза.
Плач
грудного малыша — это сигнал какого-то неблагополучия, призыв к помощи.
Устранить плач ребенка родители могут, только зная его причину. Неправильное
воз действие взрослых может способствовать развитию капризности у младенца.
Так каковы же причины
капризов?
Маленькие
дети капризничают в основном по двум причинам: в результате физического
дискомфорта, вызванного неудовлетворением органических потребностей — либо он
голоден, либо он мокрый, либо у него что-то болит либо ему неудобно лежать.
Причиной
возникновения капризов может служить начавшееся заболевание. Совершенно
спокойный, уравновешенный ребенок начинает вдруг капризничать без всяких видимых
причин, становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от еды, постоянно
просится на руки. Не очень внимательные или неопытные родители могут расценить
такое поведение как каприз.
Если
взрослые при организации жизни и при воспитании ребенка не учитывают его
возрастных и индивидуальных особенностей, то ребенок очень рано начинает
протестовать, а взрослые рассматривают поведение ребенка как каприз. Если
применять одинаковые методы воспитания к детям с разным типом нервной системы,
то могут возникнуть капризы. Одних детей кладут в постель, и они сразу же
засыпают. Другим, легко возбудимым детям мешает при засыпании и не очень яркий
свет, и любой шум, и даже движения собственных рук и ног. В этом случае к
ребенку нужен совершенно иной подход, ему необходимо создать спокойную
обстановку: говорить ним надо спокойным голосом, не допускать резких движений. Если
взрослые не соблюдают режима дня ребенка, укладывают спать раньше или позже
положенного времени, беспорядочно кормят, то малыш протестует. Каприз это или
нет? Конечно, нет. Это вполне закономерная реакция ребенка. Если же в
дальнейшем ребенок начинает негативно реагировать на вполне обоснованные
воздействия взрослых, поведение ребенка может рассматриваться как каприз, хотя
на самом деле причина такого поведения заключается в несоответствии воздействия
взрослых возрастным особенностям детей. Каждый каприз имеет причину, но она не
всегда может быть ясна и понятна, поскольку о причинах, порождающих капризы
родители, могут уже забыть.
Одной
из основных причин, вызывающих капризы, является неправильное воспитание, и
тогда капризы нередко превращаются в привычную форму поведения ребенка. Малышу
хочется, чтобы его взяли на руки. Он начинает хныкать. Пока малыш тихонько
плачет, взрослые не берут его на руки, но когда он начинает кричать, здесь уже
мать не выдерживает: идет на уступки. В следующий раз ребенок сразу начинает
кричать: он теперь понимает, что достичь желаемого можно только криком.
Капризными
часто бывают дети изнеженные, заласканные. Чрезмерное внимание взрослых
утомляет малыша. Вначале ребенок радуется, смеется, потом перестает смеяться и
постепенно от смеха переходит к плачу. Нередко такое поведение могут
рассматривать как каприз избалованного ребенка. Но это закономерная реакция
ребенок утомлен бесконечным вниманием взрослых и отвечает капризами.
Противоположная
ошибка в воспитании — это недостаток внимания к ребенку, равнодушное отношение,
которое тоже может породить капризы. Ребенок, которому не хватает материнской
ласки, нередко становится раздражительным, отстает в развитии.
Причиной
возникновения капризов является также отсутствие единства требований к ребенку
со стороны взрослых членов семьи. Если мама запрещает делать то, что позволяет
бабушка, то ребенок очень скоро поймет, что при бабушке можно капризничать, а
при маме надо вести себя по-другому. Психическая перестройка ребенка на каждого
взрослого является большой нагрузкой на его нервную систему, утомляет малыша,
может привести к капризам, срывам в поведении.
Причиной
возникновения капризов является и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Если вы, например вчера, разрешили малышу во время еды стучать ложкой по столу,
а сегодня запретили, то капризам ребенка не приходится удивляться.
Зачастую
ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень
важно вовремя научить малыша играть, показать, как действовать той или иной
игрушкой.
Капризными
часто бывают дети, не знающие ни в чем ограничений, у которых не формируется
тормозной процесс, умение сдержать себя. Одним из средств предупреждения
капризов является своевременное приучение ребенка к некоторому самоограничению.
Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов. Но запрещать
необходимо лишь то, что действительно нельзя. Не стоит злоупотреблять
постоянными запретами. Без особой необходимости не следует ограничивать свободу
ребенка.
Как бороться с
истерикой.
Рецепты
подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской
с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую
комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы
успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция,
наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная
детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа
родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка
патологические черты характера.
1.Научитесь предупреждать
вспышки
Дети
скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или
чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не
отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь
в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.
2.Переключайте детей на
действия
Маленькие
дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так
называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить
делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к
вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.
В первом случае он более охотно выполнит просьбу.
3.Назовите ребенку его
эмоциональное состояние
Ребенок
может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство
ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им
определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не
получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть
определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился,
нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации,
в которых такое поведение не допускается.
4.Скажите ребенку правду
относительно последствий
При
разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их
поведения. Объясните все очень просто: "Ты ведешь себя плохо, и мы не
позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в
комнату".
Если истерика все-таки
началась
Прежде
всего, нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. К выбору наиболее
эффективного метода надо подходить с учетом особенностей ребенка и вашего
собственного темперамента.
Наиболее
верный способ - отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите
его внимание на что-нибудь загадочное. Например, он кричит, падает на пол, а вы
спокойно открываете коробку и видите там… удивительную вещь, которая всегда там
появляется, когда в дом приходит Капризуля. И начинайте увлеченно рассказывать
необыкновенную историю, изучать эту коробку. Ребенок, заинтересуется и
притихнет. Однако, этот прием требует большой фантазии и настроения, и не
всегда бывает уместен и возможен. Главное - своим поведением игнорировать
истерику ребенка.
Если
уж дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами, и
кричит во все горло: "Хочу!", - то твердо и простыми словами
объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Детские истерики
в общественных местах нередко рассчитаны не столько на маму (или близкого
взрослого), сколько на посторонних. Если вы уступите сейчас, отныне каждое
совместное посещение магазина превратится в кошмар. Конечно, в каждом
конкретном случае приходится поступать по-разному, но постарайтесь не
реагировать на "советы" посторонних, по возможности переждите эту
вспышку, дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в
молчании. Потом, по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо
обсудить происшедшее: "Что сегодня произошло, как надо было
попросить". Объясните, что такими поступками он ничего никогда не
добьется.
Не
поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика - встаньте и выйдите
из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу
рассчитано на зрителя. Понятно, что это зрелище не для слабонервных и
родительское сердце обливается кровью. Поверьте, кричать, когда на тебя никто
не обращает внимания, неинтересно. Через некоторое время ребенок успокоится и
возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам, так как
некоторые дети ждут обращения к ним взрослого, чтобы начать истерику снова.
Сразу же переключите его на какое-то действие - принести что-нибудь, разобрать
коробку с нитками или бусами, позвонить бабушке и т.п.
В
большинстве случаев, особенно, если ребенок старше 4-х лет, полезно бывает
наказать, например, лишить сладкого или чего-то интересного. Научите ребенка
извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой.
Но, самое главное - выработайте всей семьей единую линию запретов и поощрений.
Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что
криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у
ребенка подобные манипуляции.
Запомните!!! Детские капризы не случайны. Они
всегда имеют какой-либо источник, а неправильное поведение взрослых
поддерживает и укрепляет их.
Важно,
чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае,
ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и
дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из
них.
По
материалам книг ГиппенрейторЮ.Б. «Общаться с
ребенком. Как?», Корнеевой Е.Н. «Детские капризы. Что это такое и как с этим
справиться?», «Праздник непослушания. Что такое детские капризы?»