Во многих городах теперь появились супермаркеты (гипермаркеты, торговые центры)и магазины самообслуживания. Безусловно, это очень удобно - основные товары расположены в одном здании, цены в таких крупных магазинах приемлемые, к тому же там регулярно проводят различные распродажи, акции, дегустации. Все это привлекает достаточное количество людей. И, совершенно ясно, что в местах большого скопления людей и постоянного потока покупателей, есть средства и возможности обмануть покупателя. Иногда это происходит из-за невнимательности, т.е. непреднамеренно, но есть, к сожалению, и уже укоренившиеся хитрости и уловки, которые мы сегодня и попробуем изучить, чтоб не попасть в категорию "обманутого покупателя".
Ценники. Начну с того, что обман начинается не у кассы, а еще раньше. Самая известная уловка (или быть может это невнимательность персонала торгового зала) - путаница в ценниках. Вы наверняка знакомы с такой ситуацией, когда на стеллажах расположено огромное количество товара, и, соответственно, размещено такое же число различных ценников. И хотя на ценнике всегда указано точное наименование товара, его цена и артикул, мы не всегда можем найти и сопоставить товар и цену. Как бывает это у нас: мы смотрим понравившейся товар, затем ищем ценник, но не можем найти и тогда, либо оставляем товар, теряя интерес к нему, либо берем, стараясь примерно прикинуть сколько это стоит.
Бывает еще такой вариант, что цена, указанная на ценнике, не соответствует действительности, либо штрих-код относится к другому товару - это можно выявить лишь на кассе. Но опять же, кассир может это просто не заметить, поэтому будьте бдительны. В сложностях с ценниками подзывайте продавца-консультанта либо менеджера и просите вам помочь.
Срок годности. Каждый из нас старается смотреть на срок годности, потому что горький опыт покупки просроченных товаров есть у всех. Однако, несмотря на бдительность покупателей, продавцы умудряются все-таки продать нам и такой товар. Его, как правило, выставляют на наиболее доступные для потребителей места (полки, которые расположены на уровне наших глаз). И даже если мы смотрим на срок годности, то все равно можем купить просроченный товар. Как же так может получиться? Все просто - есть варианты, когда срок годности указан на белой полосе (а дата изготовления пропечатана обыкновенной синей печатью). Так вот, благодаря специальной штрих-замазке, затирается старая дата, и проставляется новая. Я, таким образом, попалась совсем недавно, купив банку с овощами, а когда пришла домой, то заметила, что та самая белая полоска была замазана. Другой вариант: даже если смотреть внимательно, то можно увидеть вместо даты наклейку с русским переводом информации о товаре или просто поврежденную надпись. Такие дефекты должны вас насторожить. Используется также упаковка залежалого (просроченного) товара в вакуум. Поэтому если вы покупаете продукты в вакуумной упаковке, обратите внимание, когда и кем была выполнена упаковка, есть ли информация о дате изготовления данного продукта.
Обвешивание. В супермаркете вас могут не только обмануть о сроке годности, но обвесить. Причины для этого обмана могут быть различны. Например, в супермаркет завезли 60 кг бананов, спустя несколько дней, они слегка усохли. Когда будет производиться учет, то этот минус выявится, и тогда продавцы вынуждены будут заплатить разницу из своей зарплаты. Поэтому они и проделывают некоторые фокусы - продукты заранее расфасовывают в упаковку и сверху наклеивают ценник, где указан и вес. Мы думаем, что берем 2 кг картофеля, а на деле примерно 1кг 900гр.
Если товар (например, филе красной рыбы) упакованы в пенопластовую подложку и фасовочную пленку (их общий вес будет примерно 8-10 гр), то вы покупаете и упаковку по цене красной рыбы.
Еще один способ обвеса - это заморозка специально политой водой рыбы и морепродуктов, которая позволяет образовать определенный слой ледяной корки. В результате чего мы отдаем часть денег (иногда до 30%) за обычную воду.
Поэтому не спешите верить ценам на этикетках, если есть возможность, перевешивайте, пересчитывайте и проверяйте.
Пересортица. Еще один способ обмана - это пересортица. В коробке с дорогими апельсинами или грибами оказываются похожие товары, только из другой ценовой категории.
Это все то, что ожидает нас непосредственно в процессе выбора товара. Идем дальше. Мы купили все необходимое и подходим к кассе, где свою бдительность и внимание нужно усилить в два раза.
Лишний товар. Простая закономерность: чем больше вы покупаете продуктов, и чем длиннее оказывается ваш чек, тем больше вероятность того, что вас. Чаще всего люди проверяют чеки лишь, вернувшись домой, и только там, замечают, что их обманули. Самый распространенный способ обхитрить вас - это пробить тот товар, который вы не покупали, либо пробить не то количество товара. Например, вы берете 3 сырка, а вам пробивают 4 или 5.
Платим за других. Следующий способ - возможность приплюсовать вашу покупку другому покупателю. Как это делают? Кассир может просто не сбросить с компьютера информацию о покупках и приплюсовать их стоимость к покупкам следующего клиента, особенно если первый покупатель берет один небольшой товар (например, шоколад), а за ним стоит человек с тележкой, полной продуктов. Второй покупатель, скорей всего даже не заметит, как еще раз заплатит за проданный уже шоколад. А обнаружив лишнюю позицию в чеке за пределами магазина, человек не сможет доказать "ошибку" кассира - может, он эту шоколадку уже съел.
Штрих-код. Еще один распространенный способ обсчета покупателей - хитрости со штрих кодами на товар. Обычно их считывает кассовый сканер, и компьютер автоматически фиксирует цену. Но иногда кассир набирает коды вручную. При этом кассир отлично знает товарные коды и может набрать, в зависимости от ситуации, код более дорогого или более дешевого товара.
Также поступают и в отделах, где продают колбасные изделия и овощи-фрукты. Вы выбираете товар и просите его взвесить.
Продавец берет продукт, кладет его на электронные весы, и набирает код более дорогих продуктов,