Меню сайта
Рубрики каталога
Три Кита [6]
психология, философия, религия
С мира по нитке [20]
или вокруг света
Детская [9]
беременность, роды, дети
За рулем [2]
автожизнь
На заметку [4]
полезные заметки на каждый день
Юморилка [6]
хороший юмор
Неболейка [3]
болеть вредно
Главная » Статьи » Статьи » С мира по нитке

Воспитание детей в Японии
Традиции и современность.
       Традиционная японская семья - это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж - добытчик, жена - хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
       К жене часто обращаются " канай", что в  переводе означает  "внутри дома". А к мужчине принято обращаться "сюдзин" - "главный человек", "хозяин".  В японском языке нет слов "брат" и "сестра". Вместо них говорят "ани" (старший брат) и "отоото" (младший брат), "анэ" (старшая сестра) и "имоото" (младшая сестра).  Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается "наследником престола", хотя престол - это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.
       Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко.  Дети в Японии - настоящие маменькины сынки и дочки, и в этом там не видят ничего зазорного. "Образ"  матери в Японии, прежде всего, связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове "амаэ". "Амаэ" - так называют матерей в Японии. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол "амаэру" означает "воспользоваться чем-то", "быть избалованным", "искать покровительства". Он передает суть отношений матери и ребенка.  При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
       В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, в слинге, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет.  Когда малыш начинает ходить самостоятельно, его тоже часто и охотно берут на руки.  Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду.
       Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.
       Ребенку ничего не запрещают. Маленькие дети в Японии действительно никогда не слышат грозного слова "Нельзя!", от взрослых он слышит только предостережения: "опасно", "грязно", "плохо" и эти три слова входят в его сознание как нечто однозначное.  О том, чтобы шлепнуть шалунишку по попе, даже речи быть не может. Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.  Родители  никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций.  Широко распространен метод, который можно назвать "угрозой отчуждения". Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. "Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться", - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мыслит себя вне коллектива. Японское общество - это общество групп. "Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях". Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.
       Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.
       Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.
       Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: "мужчина не должен заходить на кухню". В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников - День мальчиков - в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
       Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.  Правила действительно вводятся, только делается это мягко и постепенно. И, что очень важно, ребенка в школе предпочитают поощрять за хорошее, а не наказывать за плохое.  Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат.

Детский сад  по-японски.
       Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется.
       Для определения ребенка в ясли ("хойкуэн") нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. В "хойкуэне" ребенка нянчат с 8 утра до 6-7 вечера, кормят его обедом и полдником, а на субботу для желающих вводят укороченный день.
       Тем семьям, где один из родителей работает меньше четырех часов в день, ребенка нужно отдавать в детский сад "етиэн". Продолжительность рабочего дня здесь не более шести часов, зато детей здесь не только кормят и нянчат, но и воспитывают.
       "Сами" дети должны почти все, причем с самого нежного возраста. В детском саду нет уборщицы - дети сами моют пол, вытирают со стола. Раз в месяц они сами себе готовят еду - жарят рыбу, лепят лепешки из риса. Для них это игра. Лениться и капризничать - стыдно. Об этом знают и дети, и родители.
Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу.  Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.
       Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня.
Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.
       Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят. Детей  учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе.  Основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.  Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.
       Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.
       Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.
       Основная задача японской педагогики - воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает мнение, отличное от мнения большинства, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
       Японцы видят негативные стороны своей педагогической системы. Но проблема пока остается нерешенной. Наблюдаются в Стране восходящего солнца и явления, которые свойственны и России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка - качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все наши различия в менталитете.
Категория: С мира по нитке | Добавил: ostrovok (20.06.2008) | Автор: Kler
Просмотров: 679 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика Рейтинг сайтов YandeG
Besucherzahlerplenty of fish.com
счетчик посещений
Rambler's Top100
Copyright Островок Сокровищ© 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz