Выражение «козел отпущения» известно с библейских времен - первосвященник возлагал грехи своего народа на ни в чем неповинного козла, которого затем приносили в жертву. С тех пор людей, которые отвечают за чужие ошибки и просчеты, называют «козлами отпущения».
Ситуации, когда человек несет ответственность за то, к чему не имеет отношения, довольно часто встречаются в нашей жизни. Оказаться без вины виноватым крайне неприятно. Поэтому, побывав однажды в роли козла (или козы) отпущения, поневоле задумываешься о том, как в будущем избежать этой незавидной участи. По мнению психологов, существуют несколько типичных сценариев, которые приводят к такому развитию событий.
Вариант «Слишком добрый»
Казалось бы, сделал человек благое дело, помог сотруднику, например, сделать отчет к определенному сроку. Или составить вовремя сводку, чтоб не отчитал начальник на утренней планерке. Помог один раз, другой, а в очередной раз не смог по каким-то причинам. Но коллега-то уже привык рассчитывать на то, что ему помогают. Сам справиться не успел и попытался ответственность за это переложить на своего товарища: дескать, обычно мы эту работу делаем вместе, а вот сегодня он не смог... Хорошо, если шеф пресечет такую попытку разделить ответственность, а если не станет вникать в тонкости рабочего процесса? Нагоняй получит тот, кто ни в чем не виноват.
В подобной ситуации человек сам провоцирует такое отношение к себе со стороны других членов коллектива. Его помощь начинают принимать как должное, на нее рассчитывают уже без всяких условий, к ней привыкают, за нее забывают (или уже не считают нужным) благодарить. В итоге можно незаметно для самого себя превратиться в безотказную рабочую лошадку.
Нет, это вовсе не означает, что не нужно проявлять участие и взаимовыручку. Но делать это желательно не в ущерб своей работе, своим интересам и потребностям. Иначе появляется риск частично или полностью принять на себя ответственность за чьи-то промахи. Очень полезно также научиться говорить «нет» в некоторых случаях. Конечно, это может кого-то обидеть, но зато ваши собственные интересы не пострадают. А всем все равно не угодишь…
Если же вы попали в подобное положение, можно попытаться его исправить: спокойно, точно, без эмоций обрисовать ситуацию и объяснить, что вашей вины здесь нет. Не стоит впадать в отчаяние, если эти усилия не принесли ожидаемого результата. Просто впредь используйте полученный опыт.
Вариант «Издержки профессии»
Некоторые должности имеют такую особенность: постоянно присутствует риск «стать крайним». Например, секретарь. Очень часто именно секретари первыми принимают на себя удар, когда шеф в плохом расположении духа. Начальнику нужно «выпустить пар», выплеснуть эмоции - и очень часто в качестве объекта воздействия выступает тот, кто оказался «под рукой».
Конечно, спустя какое-то время шеф начинает выяснять, кто истинный виновник. Хорошо, если остыв, он приносит своему помощнику извинения за незаслуженный разнос, стремится как-то это загладить. Ну а если нет – остается только терпеть (научиться не обращать внимания, прощать, не принимать близко к сердцу). Или не терпеть – то есть сменить род занятий, ведь перевоспитать руководителя вряд ли удастся.
Кстати, именно руководители часто оказываются в роли «козла отпущения», но уже перед вышестоящим начальством, ведь руководитель несет ответственность за работу своего подразделения. Учитывая тот факт, что всегда и везде может обнаружиться «слабое звено» (ленивый, безответственный, некомпетентный сотрудник), становится ясно: если не контролировать строго каждый участок работы, можно попасть «на ковер» к шефу.
Что ж, в каждой работе есть свои плюсы и минусы. Заподозрить, что должность предназначена для «козла отпущения», позволяет факт несоответствия полномочий и возлагаемой ответственности. Если же вам приходится отвечать за своих подчиненных, то самый лучший выход – это дисциплина и контроль. Таким образом, шансы взять на себя вину за промахи подчиненных значительно уменьшатся.
Очень востребованной бывает должность «крайнего» в фирмах, где присутствует хронический кризис. Там сотрудники стремятся переложить вину на кого угодно. Конечно, лучше в подобные организации не попадать. А если так случилось, то не остается другого выхода, как подыскивать работу получше, в более серьезной и надежной фирме.
Вариант «Случайность»
Без вины виноватым может стать человек, оказавшийся в неудачное время в неудачном месте. Некоторые руководители такие средства применяют для укрепления трудовой дисциплины (особенно этим грешат новоиспеченные начальники для утверждения своего авторитета). В воспитательных целях применяются образцово-показательные меры: штрафы, выговора, причем под горячую руку может попасть практически любой работник.
Малейшая оплошность, которую в спокойные времена никто бы и не заметил, в такой ситуации служит причиной взбучки – в назидание другим, для острастки. После достижения эффекта человека обычно оставляют в покое. Хотя, если начальник настроен продемонстрировать серьезность своих намерений, то может найти предлог для увольнения.
Предотвратить подобную ситуацию можно, приняв следующие меры: подписывать документы только после внимательного изучения их, четко соблюдать трудовую дисциплину, быть предельно корректным и точным… А если все же вас сделали «крайним», то можно попробовать защищаться, в том числе и в суде.
Вариант «Свято место пусто не бывает»
Встречается и такая ситуация: в коллективе «козлом отпущения» становится постоянно один и тот же человек. То, что другим прощается, ему вменяется в вину. Критические замечания в отношении такого сотрудника больше напоминают придирки, а взыскания часто несоизмеримы с провинностью. Чаще объектом такого «внимания» со стороны начальника становятся новички или робкие, неконфликтные, мягкие по натуре люди. Хотя может оказаться в таком положении и сотрудник со стажем, однажды не угодивший в чем-то своему шефу.
Отчего это происходит? Причин может быть несколько: желание сбросить напряжение таким образом, личная неприязнь к конкретному сотруднику, стремление самоутвердиться… Как правило, рано или поздно «козел отпущения» увольняется, так как долго работать в такой атмосфере сложно (нужно обладать поистине стальными нервами и железной выдержкой), да и бесперспективно. А вскоре его место занимает другой сотрудник, потому что шефу просто необходим «крайний» в коллективе.
Психологи считают, что никто не попадает в эту нишу, если нет предрасположенности: часто человек своим поведением провоцирует соответствующее отношение к себе. С другой стороны, некоторым людям, как ни странно, может нравиться такая роль. Они получают своеобразные выгоды: жалость, возможность не нести серьезную ответственность, нахождение в центре внимания... Но все же для большинства людей это положение неприятно. Избежать его, пусть не всегда, но вполне возможно. И в большинстве случаев это зависит от самих нас.
Вариант «Козел» на один день»
Некоторые руководители любят назначать на сегодня «мальчика (или девочку) для битья». Как правило, это происходит прямо с утра, на планерке и выглядит примерно так: босс «отрывается» на выбранном сотруднике, распекая его за все подряд (слишком часто выходит кофейку попить, одет не так, работает плохо и т.д.). Характерной особенностью является то, что этого самого человека шеф совсем недавно ставил всем в пример. К счастью для него, завтра на его месте, скорее всего, окажется совершенно другой сотрудник.
Как правило, это не что иное, как сброс негатива. Поэтому на такие выпады люди обычно не обращают особого внимания, считая их особенностью своего начальника. Но не исключено, что доля правды в словах шефа все же присутствует, поэтому стоит присмотреться к себе. Возможно, вы и в самом деле устраиваете перекуры чаще, чем это принято. А может быть, одеваетесь чуть смелее, чем требует того корпоративный стиль. Начальника лучше не провоцировать, а если так произошло – впоследствии будьте аккуратнее.
Эту статью можно обсудить здесь.
|